Byte - ровно 8 bits и ничего лишнего (byte_od) wrote in world_of_tanks,
Byte - ровно 8 bits и ничего лишнего
byte_od
world_of_tanks

  • Mood:

О танках и о времени

Вот мы такие все "грамотные". Знаем чуть ли не наизусть ТТХ реальных танков и различаем их по "крупу". В нашем распоряжении "весь Интернет". Можно на ТыТрубочка найти сьемки чуть ли не секретной боевой техники. На различных "шарах" порой попадаются сканы настойщих чертежей реальных танков.
А представь, что сейчас не 2012 год, а 60-е года прошлого века. И ты простой старшекласник или ПТУшник (кто в те годы был таковым могут понастольгировать) в обычном советском городке. И твой отец простой слесарь, и уж никак не генерал бронетанковых войск или главный инжинер на оборонном предприятии. Что ты мог тогда знать о танках? Первый тогда доступный источник - это фильмы про войну. Потом - рассказы фронтовиков. Но то про машины дней минувших. А про современных стальных монстров?
Предлагаю вашему вниманию статью из февральского (№2) номера журнала "Юный техник" за далекий 1964 год.


В эпицентре - танки



   Бронтозавры и рыцари средневековья носили свою броню при себе. Рыцари были счастливее: они могли вылезти из своей крепости и позагорать. Но твердолобость была общим для них уязвимым местом. Рыцари и бронтозавры вымерли.

   Завоеватели позднейшего периода были хитрее. Зачем таскать броню на себе? Пусть она возит себя сама. Это был черновик идеи.

   Сначала была паровая машина. Потом ее топку сжали до цилиндра с поршнем, а название — до трех букв: ДВС (двигатель внутреннего сгорания – прим. Byte). Автомобиль неуверенно запетлял по булыжнику. Изобрели пулемет. Переливающейся звончатой дорогой легла под колеса гусеница.

   Все составные части танка были сделаны. Но танка еще не было.

   Почему? Не было настоящего заказчика. В первую мировую войну люди годами убивали друг друга, не сходя с места. Нужно было оружие, которое обеспечило бы наступление. Заказ на танк сделала война.

   Незадолго до войны сын великого русского химика Василий Менделеев предложил построить танк весом в 170 т. Это был бронированный вагон, который мог ходить по рельсам, как бронепоезд, и на гусеницах. На нем стояла 120-миллиметровая морская пушка и броня толщиной в 120—150 мм. Подвеска была пневматической, как у современных львовских автобусов. При стрельбе воздух из нее выпускался, и танк садился на грунт — выстрелы получались точнее. Называется это «выключением подвески при стрельбе», а осуществлено оно было только в 1942 голу на тяжелой самоходке. Танк Менделеева не был построен. До войны он казался дорогим и ненужным.

   Николая Егоровича Жуковского тянуло ко всему необычному. Почему ломается водопровод? Как летают птицы? В танке его привлек расчет гигантских колес. Их диаметр был больше 10 м. Для колеса ручной тачки и булыжник — гора. А 10-метровое колесо могло перекатиться через окоп, небольшой овраг, речку.

   Повозку-гигант построили в глухом бору под Дмитровом в 1915 голу. Она ринулась вперед, сломала дерево и завязла задним катком. Подвело слишком большое удельное давление на почву.

   В том же году был построен и испытан танк «Вездеход». Гусеница у него была одна и шла по всей ширине днища. По бортам расположились поворотные рулевые колеса. Русские конструкторы добились высокой проходимости, поворотливости и скорости — до 40 верст в час. Но для России во время войны затея оказалась не по карману. И проект был передан в Англию.

   Англия впервые в мире стала серийно строить танки. Во Франции на реке Сомме английские ромбовидные «цистерны» пошли в атаку. Правда, из 49 машин в бою участвовало только 18. Остальные застряли или поломались в дороге. Да и скорость их была не свыше 3 км/час. Но фронт был прорван на ширине 5 км и на 5 км отодвинут.

Танк был выпущен на свободу и пошел разгуливать по всему миру. Нужно было решать, что с ним делать дальше.

   Завоевателям в это время снились молниеносные войны. В полночь — нападение, утром ошарашенный противник в постели узнает, что он завоеван. И из танков стали выжимать скорость. За счет вооружения, за счет брони ее довели до 60 км/час. Попробовали в Абиссинии. Получилось. Еще бы, у абиссинцев были только охотничьи ружья.

   Некоторые из танков стали напоминать павлинов. Эта мода пошла с французского танка Рено, у которого к корме был прикреплен «хвост» из стальных брусьев. Преодолевая препятствия, танк мог опереться таким хвостом о землю. Хвост не давал ему опрокинуться назад, если танк лез на вертикальную стенку. От «хвостов» отказались лишь к концу 30-х годов.

   А потом кто-то подумал: может быть, танк — это крепость на гусеницах? Это должно быть чудесное страшилище. И на танках стали громоздиться башни. Множество пушек и пулеметов торчало во все стороны. Тащились эти гиганты медленно — максимум по 10—15 км/час. Зато внутри можно было танцевать. И компания подбиралась подходящая — по десять-двенадцать человек в экипаже. Ну чем не средневековые замки!

   Так создавались бронированные кулаки. Они очень чесались, так и лезли в драку. И бравые вояки все чаше поглядывали на Восток, в бескрайние русские степи. И тут оказалось, что в этих степях тоже танки. Сначала их было мало. Так мало, что каждый из них назывался собственным именем, как корабль. И первым был «Борец за свободу товарищ Ленин». Рапорт о его постройке был подан 1 декабря 1920 года. Нам было очень трудно. И дело даже не в том, что первые лет шесть-семь у нас не было промышленности, не хватало инженеров. Ведь нужно было создать такой танк, который бил бы любого своего западного коллегу. А для этого надо было разобраться: а что же такое танк? Зачем он нам нужен на войне?

   Для разбойничьих нападений он нам не нужен. Высокая скорость, слабое вооружение, слабая броня — какой же это танк? Это скорее автомобиль для рискованных прогулок.

   К этому времени уже стал ясен характер надвигающейся войны. Нужно было оружие, одинаково мощное и в защите и в наступлении. Так родилось классическое: танк — это боевая гусеничная машина высокой проходимости, сочетающая вооружение, броневую защиту и подвижность.

   Перед самой Великой Отечественной войной такие танки были созданы: «КВ» и «Т-34». Они были приземистые, большеголовые, чтобы легче маскироваться. Башня у них была одна, но большая. В ней удалось разместить мощную пушку (76 мм у танка «Т-34»). Бронирование, как говорят танкисты, было дифференцированным. Это значит, что самая толстая броня (75 мм) была в лобовых частях корпуса в башни: ведь танк грудью идет на огонь противника. По бортам броня была потоньше, а на днище и в корме— самая тонкая. Кроме того, лобовые листы располагались не вертикально, а пол углом. Снаряд либо рикошетировал от них, либо ему надо было пробивать почти удвоенную толщу металла- У этих машин было очень мощное дизельное сердце, мощностью до 500 л. с. Поэтому и максимальная скорость танка «Т-34» достигала 55 км/час, а вес его был при этом еще невелик — 28 т.

   Лучшим немецким танком в это время был «Т-III». Давайте сравним: пушка у него была 37 мм, лобовая броня 30 мм. Пушка танка «Т-34» пробивала ее с предельных дистанций прицельного огня.

   Танк «Т-34» несколько раз модернизировали. Он прошел всю войну и стал образцом, по которому потом начали строить танки во всех странах мира.

В последние дни войны фашизм лихорадочно искал «сверхоружие». Это были то ракеты «ФАУ», то реактивный самолет, то сверхгигантский танк «Мышонок». Весил «Мышонок» 180 т. По мнению авторов, он был «всепоражающим». Обломки его наши бойцы нашли недалеко от Берлина.

   Кончилась война. Громыхнули первые термоядерные взрывы. И вдруг кое-кому в спешке показалось, что танки устарели. Железную конницу готовились списать: война, мол, теперь будет только на ракетах.

   Потом выяснилось, что с выводами поторопились: ведь танки приспособлены к атомной войне лучше других родов оружия. В зарубежной печати сообщалось, что атомную бомбу с тротиловым эквивалентом 10 тыс. т взорвали на высоте около 250 м. У танка, который был на расстоянии 500 м от эпицентра взрыва, заклинило башню. У другого, стоящего на 300 м подальше, помутнели стекла оптических приборов и сорвало антенну. Танковая броня оказалась щитом и против радиации. Для того чтобы ослабить остаточное гамма-излучение в 2 раза, достаточно толщины брони в 18 мм. А лобовая броня современных средних танков превышает сотню миллиметров. Так что судите сами...

   Новые конструкции танков все больше распластываются, расплющиваются, прижимаются к земле. Это для того, чтобы удар воздушной волны при атомном взрыве не перевернул их. Еще недавно средний рост танков был 2,5—3 м. Обычно эта высота определяется, если хотите, ростом танкистов. Ведь им в машине нужно сидеть, и не только сидеть — работать. Поэтому танкисты не очень высокие люди. Труднее всего механику-водителю. Он сидит сразу за лобовыми листами, скрюченный в три погибели. А в американском разведывательном танке он управляет, лежа на спине. Вот и получилась низкорослая машина — всего 1,7 м по высоте; она может скрываться в овражках, болотах — словом, в складках местности, как говорят военные.

   Взялись и за башни. Сначала башня была вроде корабельной. Потом она стала как горб, потом как шляпа от подосиновика. А потом решили: зачем она, башня? Людей спрятали в корпус. А пушка просто стоит на крыше корпуса, снаружи. Заряжается она автоматически, через специальный люк. И танк сразу стал легче: ведь башня современного танка весит 4—5 т.

   Казалось бы, зачем экономить вес? 5 т больше или меньше — велика ли беда? Ведь танк не по воздуху летает. В действительности все как раз наоборот. В танках вес сейчас экономят так же, как и в самолетах. Хочется, конечно, сделать это за счет корпуса. И корпуса пытаются делать из алюминия, сплавов или пластмасс. Но пока не выходит. И вот в новом американском танке «М-60» удалось сделать из алюминия бензобаки, радиаторы, вентиляторы, крылья, корпуса. И вес его уменьшился на 2,7 т.

Возьмите на плечи рюкзак и взберитесь на песчаный холм. Ноги скользят, песок осыпается. Можно и съехать вниз, к подножию холма. Танкисты это называют «срыв грунта». А без рюкзака взбираться легче. Так же и у танка: лишний вес — лишний рюкзак.

   Вот простой расчет. Если разделить мощность танка (в лошадиных силах) на вес (в тоннах), то получится величина, называемая удельной мощностью. Умножьте ее на три — получите максимальную скорость танка. Это подтверждает практика. И с помощью формул в этом нетрудно убедиться.

   Движение — это работа преодоления сопротивления. Чтобы подсчитать работу, надо перемножить силу сопротивления и путь, пройденный машиной. Скорость же — это и есть путь, но проходимый за единицу времени. Значит, умножив скорость танка на силу сопротивления, мы получим работу за единицу времени, то есть необходимую мощность:


N = R0 * V


   где R0 — сопротивление движению в тоннах, а V — скорость в километрах в час. Выразим эту мощность через лошадиные силы:




N = (1000000 / 3600 * 75) * R0 * V


   Но ведь часть мощности теряется в трансмиссии, в гусеницах, во вращении вентилятора. Считают, что эти потери составляют 25%. Поэтому мощность двигателя




Nдв = (N / 0,75)


   Сила сопротивления на горизонтальном участке оценивается как




R0 = f * G


   где f — коэффициент сопротивления, G — вес машины. Для хорошей дороги f приблизительно равен 0,06. Значит:




Nдв =5 * 0,06 * G * Vmax


   Отсюда максимальная скорость




Vmax = 3,3 * (Nдв / G)


   что приблизительно равно 3 * Nуд

   Теперь понятно, как неприятна каждая лишняя тонна веса.

   Можно долго рассказывать о том, что сейчас делают с танками за рубежом. Для них строят специальные двигатели, которые могут работать на любом топливе. Авиация делится с танками своими газовыми турбинами. Танк учат видеть в темноте. Его пытаются оторвать от земли на воздушной подушке, учат летать того, который рожден был ползать.

   Ну, а какие танки у нас? Что они могут? Можно сказать по секрету, что наши танки по-прежнему лучше зарубежных. Связываться с ними лучше не стоит.

   А может быть, танки вымрут? Пройдут годы, мир разоружится...

   Ну что ж, тогда они послужат миру на Марсе, Луне, Венере, полетят на борту ракет по космическим трассам. А может быть, придут и такие времена, когда танкетка обойдется и без ракет. Взлетит, промчится по космосу, опустится где-нибудь в районе моря Дождей и пойдет гулять среди лунных кратеров.

   


   И. Салтыков.
Tags: околоигровое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments