Gluttony (pmn_2) wrote in world_of_tanks,
Gluttony
pmn_2
world_of_tanks

Category:

Советские ПТ в игре WoT. Виды. Развитие. Применение.

Советские ПТ в игре WoT. Виды. Развитие. Применение.
Краткое руководство.

Введение.
Данный текст написан по впечатлениям от ОБТ, в связи с его окончанием и грядущим жестким вайпом. Дальнейшие изменения игры разработчиками и перебалансировка машин могут сделать часть написанного не слишком актуальным. Но, тем не менее, мне хочется подбить некоторые итоги. Немецкие машины я не рассматриваю, за плохим их знанием. Не играл. Играл без премиума.

1. Общий обзор.
На данный момент ветку советских ПТ можно разделить на 4 обособленных участка:
- АТ-1. Песочный истребитель.
- СУ-76 и СУ-85Б. Легкие ПТ.
- СУ-85 и СУ-100. Средние ПТ.
- СУ-152 и ИСУ-152. Тяжелые ПТ.
Ниже я более подробно опишу эти участки. Но начну с общего для всех ПТ.

1.1. Особенности конструкции.
Полагаю не буде большим откровением сказать, что тактика использования боевой машины всегда вытекает из её конструкции. Нет, можно конечно светить на Маусе или гасить свет на ИСУ-152, но очевидно, что использование техники по прямому назначению в основном предпочтительнее. Итак, начнем с хорошего. С того, за что мы любим советские ПТ. Сравним их с советскими танками.

Пушка.
ПТ это, прежде всего, пушка. Возьмем для примера СУ-85Б, ПТ 4-го уровня. Для неё доступны пушки: 76мм ЗИС-3, 57мм ЗИС-2, 85мм Д-5С-85А и 85мм ЛБ-2С.
Средним танкам пушка Ф-34 с баллистикой ЗИС-3 становится доступна только на 5-м уровне на Т-34. При этом ЗИС-3 имеет скорострельность 18,75 выстрелов в минуту, а Ф-34 13,33-18,18 выстрелов в минуту. ЗИС-3 имеет разброс 0,38, а Ф-34 0,4. ЗИС-3 стоковая, а Ф-34 нет. Тяжелые танки получают примерно аналогичную Ф-32 на том же 4-м уровне, но для этого надо исследовать два орудия и стреляет она 17,39 раз в минуту, сводится 2,5 секунд против 2 у ЗИС-3, а точность 0,45.
С танковым аналогом ЗИС-2, ЗИС-4 и ситуация та же. Он получается позднее, менее точен и более медленен в прицеливании.
ЗиС С-53 – аналог Д-5С-85А средние танки получают аж на 6-м уровне. Причем она не стоковая, медленнее и менее точна. Тяжи на 4-м, но она опять-таки медленнее и кривее.
Т.е. ПТ обычно имеет более мощную, меткую и быструю пушку, чем аналогичный танк.

Дальность видимости.
ПТ почти всегда имеет большую дальность видимости, чем аналогичный СТ (Т-43 и Т-44 - исключения). Из ТТ своего коллегу-противотанкиста по уровню обходит только КВ. Т.е. обычно ПТ видит дальше танка.

Скорость и маневренность.
Советская ПТ всегда медленнее советского СТ. И почти всегда менее поворотлива (СУ-76 вертится на 1 градус быстрее БТ-7). Тяжам они тоже проигрывают за исключением семейства КВ.
Недостаток маневренности ПТ так же осложняется отсутствием башни. При повороте башней танк теряет точность прицеливания незначительно, тогда как самоход, поворачивая корпусом, теряет точность максимально.

Защищенность.
Тут тоже всё не важно. Танк за редкими исключениями (СУ-76 и СУ-85Б имеют лоб корпуса толще аналогичных СТ, рубки тоньше) лучше бронирован, имеет больший наклон лба корпуса, а башня уже рубки самохода.

Заметность.
ПТ имеет бонус скрытности. К тому же он ниже танка (это тоже плюс к скрытности).

Выводы.
ПТ более скорострелен, точен и незаметен, чем танк, но хуже защищен и менее маневреннен.

1.2. Азы тактики.
Так что же нам диктуют конструктивные отличия от танков?

Что надо делать:
- Ведение огня со средней или дальней дистанции. Так, чтобы сопровождение цели не требовали резких поворотов корпуса.
- Маскировка в кустах и лесу. Быть как можно позднее замеченным танком – это возможность прицелиться и выстрелить без помех.
- Огонь с места. Машина на ходу заметнее и прицел сбивается.
- Полное сведение прицела.
- Бить противника, идущего параллельным курсом или стоящего.

Что не надо:
- Попадать в ближний бой.
- Занимать позиции за домами и камнями, если есть иной выбор.
- Забегать вперед танков.
- Оставаться одному.
- Стрелять в быстрый танк, едущий перпендикулярно вашему курсу.

Автоприцел.
Как известно, «крутые пасаны» не пользуются автоприцелом. Забейте. Им просто надо уметь пользоваться. Рассмотрим его достоинства и недостатки.

Достоинства:
- Движок игры пока не прорисовывает движение дальних и быстрых танков. Они «телепортируются». Автоприцел их плавно сопровождает. По нему вы узнаете об остановке цели быстрее, чем увидите.
- Всегда целится в геометрический центр танка. Если цель далеко, это максимизирует вероятность попадания.
- Хорошо берёт упреждение по цели с малой угловой скоростью.
- Сопровождает дальнюю цель немного дольше, чем она видна. Т.е. снимается позднее её потери из виду.
- Сообщает о её гибели раньше, чем это отрисуется на экране.

Недостатки:
- Плохо берёт упреждение по цели с большой угловой скоростью.
- Всегда целится в геометрический центр танка, а не туда, куда проще пробить.
- Не учитывает скрытие цели местностью. Стреляет не в то, что видно из-за препятствия.
- Если вы доворачиваетесь за кружащим танком, он будет царапать снарядами крышу МТО, целясь посередине высоты танка.

Когда стрелять с автоприцелом:
- Цель далеко и движется с малой угловой скоростью.
- Цель далеко и движется с высокой угловой скоростью, но ожидается, что остановится или повернет.
- Цель была захвачена, но скрылась за углом. Вы сворачиваете за ней. Он сам поймает цель после поворота, сохраняя драгоценные доли секунды.

Когда наводить вручную:
- Цель близко и движется с малой угловой скоростью.
- Цель близко и движется с высокой угловой скоростью.
- Надо попасть в конкретную часть танка, эта часть видна в прицел и разброс позволяет это сделать.
- Цель частично скрыта.

Самоходка в атаке.
Если есть выбор направления, наступать лучше вдоль длинных, ограниченных по ширине направлений, изобилующих кустами. Впрочем, не слишком широкие улицы тоже сойдут. Ширина плоха тем, что при удержании цели надо доворачивать корпусом, теряя наводку.
Идём следом за танками и бьём цели обнаруженные ими. Дистанция – от 200 метров на открытой карте до 10 метров во дворах Энска. Со снайперкой дистанция больше, с шотганом меньше.
Держим дистанцию. Забегать вперед и отставать опасно.
Танки должны быть не сильно легче вас. Нельзя цепляться за светляками. Они не ввяжутся в бой с противником, а проскочат его, оставив вас с ним наедине. Или быстро сольются с тем же результатом для ПТ.
Верно и обратное. Лёгкой самоходке не стоит идти с тяжами. Они идут туда, где встретят других тяжей. За рикошеты и непробития вам не заплатят, а мелкие фугасы бесполезны.

Самоходка в обороне.
Держаться вместе. Одинокую самоходку может убить даже шустрый светляк.
Если есть кусты, надо встать в них. Нет – угол дома или камень могут закрыть хотя бы край машины и за них можно отъехать, если станет жарко. Но не вставайте надолго за препятствием. Время на выезд из-за него и разворот к цели достаточно чтобы стать мишенью.
Встать так, чтобы противник шел на вас по открытой местности. Или лесом, но тогда впереди должны быть своим танки для подсветки.
Непростреливаемые препятствия, закрывающие направление огня – это плохо. Непростреливаемые, но проламываемые танками – вдвойне.
Стоять лучше у длинной стенки или края карты, тогда враг не сможет кружить вокруг.

1.3. Враги и жертвы.

Жертвы.
Кредиты и опыт начисляются за нанесение повреждений. Факт убийства не оплачивается. Так что цель должна быть:
- Медленной, чтобы легко было попасть.
- Достаточно хитастой, чтобы мощность снаряда не пропала зря.
- Слабо бронированной, т.к. за рикошет и не пробитие не заплатят.

Так что самое вкусное – это тяжи ниже вас уровнем и САУ всех уровней. Общее правило – чем тяжелее ваша машина, тем более тяжелые цели для вас оптимальны.

Враги.
Худшие враги – светляки и САУ. Машина, ведущая огонь с места, лучшая цель для артиллерии.
Особняком стоит Т-44. Танк быстрый, верткий и отлично защищенный. Крайне опасен.
Ну и конечно не стоит сталкиваться близко с танками которых не можешь пробить.

Как бороться с различными танками.

Светляки.
Светляк – отличная цель для лёгкой и средней ПТ. Для борьбы с ним хороши два подхода. Первый – встать так, чтобы светляки ехали прямо на тебя, т.е. с низкой угловой скоростью.
Второй – напротив встать далеко от места их проезда. Да, попасть в светляка едущего поперёк линии огня не реально. Но! Светляки, прибыв к месту засветки, начинают там кружить. В момент прохождения левой и правой границ круга, на мгновение их угловая скорость для вас становится нулевой. В этот момент надо стрелять.

СТ.
Опять-таки, главный принцип – встать, чтобы враги ехали прямо на тебя, но впереди были свои танки. Пока вражеские танки связаны боем, они – идеальная цель.
При ведении флангового огня, надо продумать свою позицию так, чтобы простреливались стандартные места укрытия танков на данной карте. Т.е. если за неким камнем обычно становятся танки, удачной идеей будет спрятаться так, чтобы простреливать место за этим камнем.

ТТ.
Тяжелый танк хорошо защищен и вооружен, но неуклюж. При фронтальном обстреле можно стоять далеко за своими танками. В этом случае от врага вас скроет дальность. А попадать по тяжам можно и через пол карты.
Фланговый огонь тут ещё более продуктивен. Борт пробить легче, а по медленному и большому танку упреждение хорошо берёт даже автоприцел.
Если вы не можете пробить ТТ даже в борт, при калибре пушки более 76 мм можно обрабатывать его фугасами. Фугасы снимают хиты и без пробития, но делают это медленно. Кроме того, фугасы наносят критические повреждения.

Стрельба по частям танка.
Если танк близко и медленно движется, можно стрелять в его конкретные части. Это гораздо продуктивнее тупого обстрела. Кратко перечислю уязвимые места.
- Гусеницы. Стрельба спереди или сзади в гусеницу или сбоку в ленивец и ведущую шестерню сбивает гусеницу. Танк встает на некоторое время. Чем тяжелее танк, тем дольше он чинит гусеницу.
- Лоб. Если лоб не пробиваем, можно попытаться поразить ствол пушки. Сам ствол условен, но место его выхода из маски уязвимо. Танк с разбитой пушкой не может стрелять какое-то время, а потом его точность сильно падает. Если под башней танка есть заман, выстрелом туда можно её заклинить.
Если лоб пробивается, лучше стрелять по центру корпуса (не танка, а корпуса). Снаряд, пробив лоб, попадет в двигатель и танк встанет.
- Борт. Следует целиться в нижнюю треть борта под башню. У многих наших танков там БК, у немцев – бак. Попадание чревато взрывом или пожаром. Можно бить в центр МТО. Хороший вариант – задняя часть борта башни у танков высокого уровня. Там зачастую БК.
Корма. Тут хорошо любое попадание. Плох только автоприцел. По центру танка, как правило, крыша кормы МТО. Можно получить рикошет или царапину на ней. Стреляйте или в корму башни или в корму танка. Фугас попавший в корму башни может критически повредить двигатель, проломив взрывом крышу МТО.

1.4. Снаряжение.

Выбор вооружения.
К каждой машине прилагается несколько возможных пушек. Условно их можно разделить на три класса, уподобив стрелковке:
- Автомат.
- Снайперка.
- Шотган.

Автомат. Условно так назовём пушки меньшего калибра, но высокой скорострельности и быстрого сведения прицела. Недостаток мощности и дальности компенсируется плотностью огня и дешевизной снарядов.
Этот вид пушек оптимален для борьбы со светляками и прочими танками заметно ниже вас уровнем. Универсален в плане местности. Стрелять предпочтительно бронебойными.

Снайперка. Орудие среднего калибра с большой длиной ствола. Как правило, её снаряды дороги, но она позволяет бить врага издалека, не попадая в его зону видимости. Лучше всего раскрывает свой потенциал на открытых картах. В городах можно стрелять вдоль длинных улиц. БК – бронебойные и фугасы.

Шотган. Короткий ствол большого калибра. Снаряды средней стоимости, да и скорострельность не велика. Не очень точен, но вблизи смертоносен. Отличный выбор для коротких улиц и узких дворов. Убиваете противника первым же выстрелом, не получая плюхи в ответ. Стрелять лучше фугасами.

Прокачка.
Прокачку новой машины лучше начинать с двигателя и ходовой. Они дёшевы и необходимы. Да, ПТ стреляет с места. Но места-то эти надо менять. И в момент смены позиции самоход весьма уязвим для врага. Не говоря уж о том, что ходовая – это скорость поворота. Важнейшая вещь для машины без башни.
Потом пушка. Стоковая пушка - почти всегда плохой выбор.
Рацию можно качать последней. Самоходка – коллективная машина. Уходить от своих чревато.

Помните, что стоковая машина следующего уровня всегда хуже прокачанной предыдущего. Не нойте «Какая гадость!». Потенциал новой машины надо ещё раскрыть.

Перки экипажа.
До СУ-100 включительно качаем маскировку, а потом ремонт. Машины и так быстро чинятся, а пожаров почти не бывает. Если уж хорошо попали, то скорее всего добьют. Так что акцент делаем на незаметности.
Начиная с СУ-152 первым делом ремонт и пожаротушение.

Оборудование.
Усиленные приводы наводки стоит брать в любом случае. +20% к скорости сведения - это очень много.
Для лёгких машин можно добавить маскировочную сеть или стереотрубу.
Тяжелым – досылатель.

Ангар.
Число мест ограничено, и держать стоит одну машину из участка ветки, т.к. машины одного участка аналогичны по манере игры. Мой выбор АТ-1, СУ-85Б, СУ-100, СУ-152.

2. Песочница. АТ-1.
Машина не слишком быстрая, но достаточно поворотливая и прочная для песочницы.
Есть два варианта вооружения. 76-мм пушка кривовата, но за то почти всех убивает первым попаданием фугаса. Самое оно для городских карт или леса. Топовая 57-мм дальнобойна и точна, но надо не менее двух попаданий. Т.е. вблизи вам успеют ответить. Стрелять только бронебойными. 37-мм ИМХО бесполезна. Да, она весьма точна, но слишком малы повреждения.
Бить в песке можно всех. Опасаться БТ-2 на открытом пространстве.

3. Легкие машины. СУ-76 и СУ-85Б.

СУ-76.
Открытая ПТ с отличным обзором и низким профилем. Незаметна в кустах до последнего. Но картонная броня (30 мм лоб корпуса, остальное 15 мм) и 150 хитов делают машину крайне уязвимой. Если первое же попадание не убивает её, то разбивает движок и снимает гусеницы, превращая в неподвижную цель. Попадание любого фугас сверху или сзади убивает мгновенно.
Реальный выбор из двух пушек. 57-мм ЗИС-2 скорострельна, дальнобойна, точна и хорошо пробивает лёгкие и средние танки, но снимает мало хитов. 76-мм ЗИС-3 надежно пробивает бронебойными только лёгкие танки, за то фугасами повреждает всех.
Лучшие цели – Т-46, Т-28, PzKpfw III Ausf A.

СУ-85Б.
Машина чуть медленнее, но чуть поворотливее. Устойчивее к взрывам фугасов сзади, а 260 хитов дают возможность пережить минимум одно попадание из пушек большинства танков.
Для прокачки доступны две 85-мм пушки. Д-5С-85А быстрее сводится. ЛБ-2С немного точнее и мощнее. Но ИМХО 2,5 секунды сведения для этого класса машин – перебор.
Можно уверенно пробивать почти все средние танки и борта большинства тяжелых. К списку лучших целей добавляется КВ, машина хитастая, но невероятно тормозная. Разбор его издалека приносит уйму денег.

Для обеих машин оптимально сидеть в кустах и не высовываться. Маскировочная сеть идеальное дополнение.

4. Средние машины. СУ-85 и СУ-100.

СУ-85.
Машина на базе Т-34 с его же бронированием (45 мм). 350 хитов. Т.е. примерно 3 попадания с пробитием можно пережить. Машина заметно быстрее предыдущих, но менее поворотлива. При вождении сильно заметна инерция (предыдущие разгонялись и останавливались почти моментально). Из-за свечной подвески при остановке секунды полторы-две раскачивается, что немного замедляет время открытия огня. Изрядно неприятно то, что машина подслеповата (обзор 320 м).
Полный набор пушек. 85мм Д-5С – автомат, 122мм М-30С – шотган, 107мм ЗиС-6С – снайперка. Мне 107 мм показалась оптимальной. Светляки и Т-28 лопаются с первого попадания. Танки среднего уровня с двух. Да, на этой машине стоимость снарядов впервые сравнивается со стоимостью ремонта. 107мм бронебойный снаряд УБР-420 стоит уже 270. Если до этого можно было стрелять, не считая БК, то теперь пора обратить внимание на точность попадания. Если процент попадания менее 50%, дело плохо. Дальше будут серьёзные проблемы с деньгами.
Это первая в ветке фактически универсальная ПТ. Т.е. можно идти с танками в атаку, можно обороняться. Пушки, так или иначе, позволяют повреждать всё, что движется.
Лучшая цель – КВ. Особенно КВ-2. Очень тормозной и легко пробиваемый. Впрочем, немецкие танки типа PzKpfw IV или недотигры VK3601(H), VK3001(H) и VK3001(P) тоже неплохи.

СУ-100.
ИМХО лучшая ПТ на данный момент. Чуть медленнее, но поворотливее СУ-85. Хороший обзор (400 м) и хиты (600 хитов). Лобовая броня 75 мм. Т.е. лёгкие танки пробивают далеко не всегда.
Из пушек ИМХО лучшая 100мм Д-10С. Точная (разброс 0,35), пробивная (ББ 175 мм), мощная (ББ 230 хитов), скорострельная 9,82 выстрелов в минуту. Хорошо поражает почти все типы танков.
Некоторые предпочитают 122мм Д2-5С. При меньшей скорострельности (5,36 выстрелов в минуту) и аналогичном пробитии (ББ 175 мм), она заметно убойнее (390 хитов). Это означает, что А-20, Т-20, PzKpfw IV и Leopard убиваются одним выстрелом. Но по моему опыту в бою она в среднем набивает примерно столько же, сколько и Д-10, а вот 122мм бронебойный снаряд УБР-471 стоит 1025 против 252 у 100мм УБР-412. Так что с Д2-5С настрел заметно не растет, а прибыль падает.
Вообще, что касается доходов, без премиума эта машинка лучший баблоруб. Следующие машины в среднем менее прибыльны в силу цены ремонта и снарядов.
Из оборудования начиная с неё и далее оптимальны приводы наводки и досылатель.

5. Тяжелые машины. СУ-152 и ИСУ-152.

СУ-152.
Тяжесть тут, к сожалению больше в динамике. Машина нетороплива (43 км/ч) не слишком поворотлива (23 градуса/с). Но броня почти на уровне СУ-100 (лоб 75 мм, борта 60 мм). Хотя хитаста (870). Благодаря меньшей скорости и торсионной подвеске не раскачивается при остановке.
Вооружение оптимально в двух вариантах: шотган 152мм МЛ-20 и снайперка 122мм Д-25С. А-19 тут ни к селу, ни к городу. Аналогична Д-25С, но медленнее.
Стоковая МЛ-20 тормозна до безобразия (4,12 выстрела в минуту), но это окупается убойностью и дешевизной (152мм бронебойный снаряд 53-Г-530 стоит 725 и сносит 700 хитов). На практике это значит, что при пробитии убиваются одним выстрелом танки от Т-34-84, КВ-1С, VK3601(H), VK3001(H), VK3001(P) и ниже. При этом пробития 135 мм достаточно для большинства танков. Весьма удачный выбор в городе.
122мм Д-25С довольно точна (разброс 0,36) и скорострельна (9,23 выстрелов в минуту), но заметно менее убойна (ББ 390 хитов). Нет, светлякам хватает одного попадания, но для охоты на них машина тяжеловата и дорога. Эта пушка на этой машине окупается только на уничтожении средних и тяжелых танков.

ИСУ-152.
Это последняя машина в ветке. У неё та же скорость, но ниже поворотливость (21 градуса/с). Усилена броня (лоб 90 мм, борт 75 мм) и хиты (1010).
Стоковая пушка МЛ-20С имеет скорострельность 3,75 выстрела в минуту и непригодна. 122мм Д-25С и А-19 тут проходные пушки. Цель 122мм БЛ-9С или 152мм БЛ-10. Первая точнее (разброс 0,33 против 0,36) и скорострельнее (7,87 выстрела в минуту против 3,82), но слабее (ББ пробивает 225 мм против 286 мм). На практике обе пробивают всё, кроме лба корпуса ИС-7 и Мауса. Но снаряды не дёшевы (ББ 1025 и 1650). Последний самый дорогой снаряд в игре.
Машина крайне дорога в ремонте и снарядах, так что 70-80% попаданий – необходимый минимум. Ну и о стрельбе по БТ-7 лучше забыть.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments